Какие паркинги в «Правобережном».
Интервью с художником, автором концепции – Марией Волковой
Для меня этот проект не работа, а исполнение желаний. Мы получили в работу 10 конструкций, что опоясывают микрорайон, и на их основе решили создать смысловое путешествие по кварталу. Эти конструкции для себя я называю «10 берегов» - по числу паркингов.

Изначально было очень много идей, как подать это проект. Остановились на интерпретациях темы «Что человеку дает река, как она разнообразна». Условно паркинги – берега, я их разделяю на две зоны – берега прошлого (исторические берега Сибири) и берега настоящего (современные).

Исторические берега в абстрактной форме отражают освоение Сибири российской культурой. При этом не только русской, но и татарской, вогульской. Все эти культуры переплетаются и сосуществуют, развиваясь в самобытном направлении. Три из десяти паркингов посвящены событиям прошедших столетий.

Сам заказ даже не предполагал интенсивного погружения в историю родного края, но мы решили, что это то малое, что можем сделать для полноценного освещения темы реки и водного пространства в динамике. История освоения Западной Сибири, а тем более места, где расположен микрорайон «Правобережный», немыслима без темы судостроения

ИСТОРИЧЕСКИЕ БЕРЕГА
ГП-8.1 (ГП 7)

Начинаем экскурсию с дальнего паркинга у дома ГП 7.

Вот эта небольшая коробочка посвящена истокам освоения Сибири, вогульской цивилизации, одной из национальностей, проживающих на нашем Севере. Вогульская цивилизация идеализирует, воспевает реку. Относится к ней как к матери, основе, и уже только после этого как к средству передвижения. Вогулы селились возле рек, в прибрежных пещерах, а первым их стоянкам, по данным археологов, уже свыше 5 тысяч. По тем временам это были целые поселения, чьи останки разбросаны ныне по всему Уралу. Поэтому мы и начинам свой исторический экскурс со стойбищ вогулов. Рисунки «вогульского» паркинга повернуты к дороге, единственные из всех объектов. В них мы слегка раскрываем тему гонки на каяках, параллельно затрагиваем тему реки и начала кораблестроения.

ГП-6.1 (ГП 4)

Дальше символически мы движемся к периоду Сибири времен атамана Ермака. Это уже более близкий к нам пласт истории, по датам — период позднего средневековья. Уже процветает торговля, а главной артерией сообщения Сибири становится судоходная река — ведь материковых дорог еще не было и в помине.


На рисунке мы размышляем на тему освоения казаками Сибири. Русские струги на реке, высокие берега, остроги, первый завоеванный казаками город — Тюмень. Значимости этого факта нельзя отрицать, хотя отношение к нему иметь можно разное. Мы не оцениваем события прошлого, не выносим суждений, мы отражаем вехи истории.

А еще река может дарить отдых самому дому и его жителям. Пожалуй, это заветная мечта многих людей — жить у воды. Вода наполняет умиротворением, романтикой, тишиной и спокойствием. И все это есть в микрорайоне «Правобережный» Правая стена представляет собой вариации на тему «Дом у воды, дом на реке, дом плавучий»

Загородный дом, городской дом — оба на реке и оба связаны с водой. Река многообразна и не похожа на себя каждый следующий каждый миг, каждый день своего существования. Всегда разная.


ГП-10.1 (ГП 11)

На стенах въезда в этот паркинг в схематической форме передаются мотивы пещер и скал Западного Урала. Тематически они связаны с вогулами, их естественными местами проживания.

Скалы Урала древние, не очень высокие, но от того не менее интересные.

Через пространство стены летит сокол — как летит он через Урал, символизируя движение народов. Перемахнул сокол через горы, попал в Западную Сибирь. Соколы присутствуют и на других картинах паркинга, олицетворяя свободный, независимый дух народов, стремление к вольности и освоению новых земель.

Вообще, все картины полны внутренних аллюзий и реминисценций. Так, берега на них — это и просто берега реки, и одновременно нечто большее — первые пристанища покорителей Сибири. В будущем — первые города сибирские, а с ними и первые пароходства, первые корабли.

Те, кто будут гулять мимо комплекса, будут иметь возможность продолжить тему, которая у нас началась еще в начале набережной.


ГП-5.1 (ГП-5)

На этой экспозиции мы представим Тюмень купеческую, наш областной центр в тот период истории, когда он уже отделился от Тобольска и взял вектор на собственное развитие.

Итак, перед нами Тюмень конца XIX — начала XX столетия. Условно мы назвали этот контакт с темой реки «Река промышленная и купеческая».


На стене схематично изображено здание Строительной академии. Его проект принес городу золотую медаль на престижной выставке в Париже. Мы не могли обойти этот факт стороной. Он свидетельствует о высочайшем уровне работы архитекторов и строителей Тюмени в те года.

По реке плывет колесный пароход к самому узнаваемому берегу Тюмени — горке с Крестовоздвиженским храмом, Свято-Троиицким монастырем. Пароход создан на судостроительном заводе, что располагался некогда на месте микрорайона «Правобережный», а схему изображения его мы точно копировали в музейных фондах университета. Эта створка будет повернута лицом к мосту, с которого все хорошо будет просматриваться на очень далеком расстоянии.

БЕРЕГА СОВРЕМЕННОСТИ
ГП 12

На стене этого паркинга мы изобразили сцены активного отдыха на воде.
Условно называем эту тему «Река туристическая». Заплывы на реке, сплавы по реке. Здесь также можно устроить зону интерактивного фотопространства.
Например, можно имитировать мотив заплыва по реке. И в этой же стеле мы снова затрагиваем мотивы влияния Уральских гор.




ГП 13

Эти стены рассказывают, какие дары приносит река людям, какие производства на ней возможны. Плывут по картинке гигантские осетры.
Настолько большие и древние, словно пришедшие к нам из глубины веков. Можно представить, что они вас поглощают, или наоборот, что вы ловите их на удочку.

Так можно даже фотографироваться, и это будет очень зрелищно смотреться. Осетры неуловимым образом напоминают нарисованные на этой же стене краны и носы кораблей. Они такие же острые и внушительные по размеру. И выполнены в одной цветовой гамме.

Рисунки показывают нам многообразие даров реки, как тех, что создаем мы сами — заводы, пароходы, так и тех, что заложены природой. Вдалеке, за носами кранов виднеется речной порт, здание судостроительного завода. Теперь его уже нет.

Именно на этом паркинге мы изобразили один из первых судоходных кораблей, созданных в Тюмени. Мы нашли его снимки в музее при Тюменском нефтегазовом университете.

Река в этой композиции запечатлена в ее вечерней фазе, под желто-багряным закатом. Желтый цвет снимает налет грусти о прошлом и дает ощущение уверенности и спокойствия. Ничего не проходит напрасно, на смену прошлому приходит настоящее. И оно не менее прекрасно, чем былая история.

Желтая эстетика перекликается с цветом жилых корпусов микрорайона.

Настоящее не отвергает прошлого, оно его подхватывает. Микрорайон «Правобережный» черпает свою силу в истоках прошлого.


ГП 14

Въезд в этот паркинг мы условно назвали «Отдых на воде». Если на предыдущей стене мы фантазировали на тему водного туризма, то здесь отдали дань неторопливому, комфортному отдыху. Берег реки, пирс, лодочка, зонтики, под которыми так хорошо лежать и ловить слегка приглушенные лучи солнца. Река, что дает нам отдохновение от дел наших бесконечных!
Лодка пришвартована к берегу так, что в нее легко «войти и сесть». Можно вообразить, будто это происходит с вами и в самом деле. Эта стена с картиной так же успешно выполняет назначение фотозоны. Можно следовать полету птицы, например, загнуть ногу и расправить крылья — и полететь вместе с ней. Можно забраться в лодку, можно наклониться и кормить пернатых созданий на пирсе. Можно спрятать голову под навес от палящего солнца!

ГП-3.1 (ГП 3)

Здесь мы воплощаем тему реки, связанную с городом. Мегаполис, город над рекой. Над быстрой рекой мчится город, такой же скоростной и стремительный, как и сама река. На стене нарисован мост над рекой, а напротив — кораблик. Кораблики объединяют все рисунки паркинга. Тут кораблик, там кораблик. И обязательно присутствует цветовое перекликание с самими зданиями и мотивами, темами микрорайона. Синий, зеленый цвета.
Мост продолжает городскую тему, но уже через призму мостов над реками. Индустриальная эстетика, опоры и тросы мостов, скорость и динамика.

Девушка катается на велосипеде над рекой, яхта. Композиция призвана воплотить образ той приятной жизни, что дарит нам блага цивилизации в сочетании с природным комфортом жизни на берегу реки.

Эти идеи и воплощает в жизнь комфортабельный микрорайон «Правобережный».


ГП 2.1 (ГП 2)

Драйвовая, урбанистическая трактовка образа реки.
Пролет моста, отчасти напоминающий мост по улице Профсоюзной, отчасти мост Керченский. Мы разбавили реальность лёгкими элементами фантазии. Здесь органично возникает в сознании образ байкера, и не только брутального, взрослого человека, но и малыша на маленьком байке.

Мы создали еще одну фотозону, в этот раз скоростную, технократичную. Во всем чувствуется налет движения, игры, всеобщей вовлеченности в процесс. Только попадаешь сюда, как чувствуешь, что уже участвуешь в ней, и это делает жизнь комфортнее, приятнее.


Особенности восприятия стрит-арт объектов
Каждая коробочка паркинга обозревается и с боку, и с угла, и при взгляде прямо на стелу. Рабочими и живыми становятся все углы, ниши. Это делает нас участниками нарисованных полотен, повышает степень включенности в объекты. Картины, выходя за свои рамки, становятся трехмерными. В некотором смысле мы туда можем войти.

Каждая стена хорошо обыгрывается как тематическая фотозона.

Можно взять в руки палку и представить, что веслом управляешь лодкой на рисунке — одно движение, и вы уже внутри полотна. Этот прием достаточно давно используется в живописи. Яркий пример реализации — монументальное полотно Иванова «Явление Христа народу». Он создавал фигуры такого размера, чтобы каждый подошедший становился частью работы. Все, кто стоял позади, чувствовали причастность тех, кто находился ближе к полотну.

Высота коробок паркинга всего 3,2 м, однако их хорошо видно даже издалека. Такой эффект достигается за счет отрисовки крупных элементов. Четкие силуэты с контуром легко считываются и анализируются без деформаций восприятия.

Мы намеренно прибегли к условному языку символов. С одной стороны, это язык строителей — геометрический, а с другой стороны, это язык, который легко считывается издалека. На расстоянии свыше 50 метров мы все распознаем и понимаем. Все рисунки паркингов «Правобережного» можно рассматривать издалека, секрет их в особой технике нанесения. Все линии создаются одной толщины по авторской технологии (Марии Волковой) «скотчинг». Проводится толстая черная линия, на нее наклеивается скотч, а по нему уже заливки. Они могут быть фактурными, мозаичными, витражными, просто рисованными краской.

Некоторые сюжеты на стенах паркинга предполагают, что мы реку приподнимаем. На водную гладь мы смотрим сверху, с суши, таким образом создавая иллюзию безмерного пространства.


Хотите посмотреть паркинги?
Запишитесь на показ паркинга
ПСК Дом девелопмент https://правобережныйжк.рф/